Специальность 53.02.03 Инструментальное исполнительство(по видам)
ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Специальность:
Абитуриент должен исполнить программу, включающую в себя:
- гаммы до 2-х знаков,
- этюд;
- две разнохарактерные пьесы.
Для поступающих по классу ударных инструментов необходимо иметь навык игры на одном из ударных инструментов (малый барабан, ксилофон).
Вступительные испытания по музыкально – теоретической подготовке состоят из нескольких этапов:
- музыкальный диктант (письменно);
- письменная работа по музыкальной грамоте с практическим показом на фортепиано;
- устный ответ по сольфеджио
I. Музыкальный диктант:
Написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут. Диктант в объёме 8 тактов, диатонический, в натуральном мажоре или одном из трёх видов минора в размерах: 2/4,3/4,4/4. Ритмические длительности и группы: все основные виды длительностей, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых, пунктирный ритм, возможны паузы. Уровень трудности диктанта уточняется на консультации.
Примерный образец диктанта:
II. Письменная работа по музыкальной грамоте
Поступающий должен знать и уметь:
1.Тональности до четырех ключевых знаков включительно.
2.Мажорные(2 вида) и минорные(3 вида) гаммы.
3.В тональности построение простых диатонических интервалов, тритонов с разрешением.
4.Записать (сыграть на фортепиано) аккордовую последовательность в тональности (включающую трезвучия TSDc обращениями, D7 с обращениями и разрешением, VII7).
5.Построение от звука вверх и вниз диатонических интервалов, тритонов с разрешением во все возможные тональности.
6.Построение от звука вверх пройденных аккордов.
7.Определение интервалов и аккордов в тональности и вне лада.
8.Группировка заданной мелодии. Размеры: 2/4,3/4, 4/4.
Образец письменного задания:
1.От звука построить заданные интервалы и аккорды. Например: вверх от звука «ми» все большие интервалы, Б64, М6; вниз от звука «фа» все малые интервалы, М64, Б6.
2.От звука «ля» вверх построить D7,D43, D2. Определить тональности и разрешить.
3.Построить в заданной тональности тритоны с разрешением.
4.В тональности F-dur построить Т53, S64, D2, ум VII7 . Неустойчивые аккорды разрешить.
5.Выполнить группировку в объеме 4 тактов (размеры 2/4, 3/4, 4/4).
Формы работы за фортепиано:
Сыграть на фортепиано любую мажорную или минорную гамму. Назвать ключевые знаки заданной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора. Ступени гаммы (главные и побочные), по данной ступени определить тонику мажорной и минорной тональности.
Все нижеперечисленные задания могут быть сняты при условии качественного выполнения письменной работы.
1. Сыграть на фортепиано звукоряд заданной тональности.
2.От данного звука строитьвверх и определятьпростые интервалы(чистые, большие, малые, тритоны), любой из пройденных аккордов.
3.В заданной тональности уметь строить главные трезвучия лада, их обращения; D7 иего обращения, вводные септаккорды (уменьшенный и малый) с разрешением. По данному аккорду определить тональности, в которых он может встретиться.
III. Устный ответ по сольфеджио:
-спеть все элементы музыкального языка, построенные в письменной работе;
- спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием. Размеры: 2/4, ¾, 4/4.Мелодия содержит в себе длительности: ноты с точкой, шестнадцатые, пунктирный ритм, паузы. Уровень трудности: 3-4 классы ДМШ.
Определить на слух:
- лад (2 вида мажора и 3 вида минора);
-вне тональности: все диатонические интервалы и аккорды;
- интервалы и аккорды в тональности (все пройденные интервалы, тритоны, главные трезвучия лада и их обращения, D7 c обращениями, VII7).