Специальность 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
ФОРТЕПИАНО
Требования по специальности
Исполнение сольной программы:
- Полифоническое произведение;
- Произведение крупной формы - классическое сонатное allegro (1-ая часть сонаты или концерта) или классические вариации;
- Инструктивный этюд;
- Пьеса.
Программа исполняется наизусть
Примерные программы
Вариант №1
- 1.И.С.Бах Трёхголосная инвенция Ре Мажор
- 2.Й. Гайдн Соната ми минор 1 часть
- 3.К.Черни Этюд соч. 299 № 40 Фа Мажор
- 4.Д. ФильдНоктюрн Си бемоль Мажор
Вариант №2
- 1. И.С. Бах ХТК 1 том Прелюдия и фуга Си бемоль Мажор
- 2. М. Мошковский Этюд соч. 72 №2 соль минор
- 2. Л. Бетховен Соната № 1фа минор I часть
- 3. М. Мошковский Этюд соч. 72 №2 соль минор
- 4. С. Рахманинов Элегия соч. 3 №1
Требования помузыкально-теоретической подготовке
- музыкальный диктант (письменно);
- письменная работа по музыкальной грамоте с практическим показом на фортепиано;
- устный ответ по сольфеджио.
Музыкальный диктант
- записать одноголосный диктант в течение 25 минут. Диктант в объеме 8 тактов. В ритме диктанта могут встретиться простые виды синкоп, ноты с точкой, шестнадцатые, в мелодии могут быть использованы хроматизмы. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Диктуется 8-9 раз, через каждые 2 минуты, ещё 5 минут дается на проверку и дописывание. Уровень трудности диктанта уточняется на консультации.
Примерные образцы диктантов:
Теоретический материал по музыкальной грамоте, необходимый для письменной работы и устного показа практических навыков:
- Длительности и паузы, запись звуков в скрипичном и басовом ключах. Фортепианная клавиатура, название октав, буквенные названия звуков
- Лад. Мажорный и минорный лад. Ступени лада, их название. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Главные ступени лада
- Гамма. Тетрахорд. Строение мажорной и минорной гаммы. Тоника. Вводные звуки. 2 вида мажора и 3 вида минора
- Тональность. Одноименные, параллельные, энгармонически равные тональности. Квинтовый круг тональностей. Определение тональности в произведении
- Метр. Ритм. Размер. Такт. Затакт. Тактовая черта. Простые и сложные размеры. Группировка. Правила группировки в простом и размере
- Основные и особые виды деления длительностей. Триоль. Синкопа. Пунктирный ритм. Залигованные ноты. Фермата
- Интервал (основание, вершина, гармонический, мелодический, консонанс, диссонанс, ступеневая и тоновая величина интервала). Простые интервалы (знать в них количество тонов и полутонов). Обращение интервалов. Энгармонизм интервалов
- Простые интервалы на ступенях натуральных и гармонических ладов. Их построение и разрешение. Тритоны с разрешением. Характерные интервалы гармонических ладов - ув.2, ум.7, ув.5, ум.4 с разрешением.
- Трезвучие. Виды трезвучий. Интервальный состав, обозначение. Построение мажорного и минорного трезвучий и их обращений вверх и вниз от звука
- Главные трезвучия лада, обращения, разрешения. Определение вида трезвучия и тональности, где это трезвучие будет тоническим, субдоминантовым, доминантовым
- Септаккорд. Доминантсептаккорд, его обращения и разрешение
- Интервальный состав D7, D65, D43, D2. Построение D7 и его обращений в тональности, разрешение
- Вводные септаккорды (II7и VII7)в натуральном и гармоническом мажоре и миноре. Интервальный состав, разрешение.
- Хроматизм. Альтерация. Хроматическая гамма, правила написания
- Типы тональных смен: отклонение, модуляция. Родственные тональности (1степень родства)
- Лады народной музыки
- Буквенная система звуков и тональностей
- Транспозиция
- Секвенция
- Период и его основные характеристики. Каденция и её разновидности
Примерные задания письменной работы:
- От звука построить заданные интервалы и аккорды. Например, вверх от звука «ми» все большие интервалы, Б64, М6, УМ53; вниз от звука «фа» все малые интервалы, М64, Б6, М53
- От звука «ля» вверх построить D7, D65, D43, D2. Определить тональности и разрешить
- Построить в заданной тональности тритоны и характерные интервалы с разрешением
- В заданной тональности построить цепочку аккордов: Т53, S64, Т53, Т6, II7, D43, Т53
- Построить хроматическую гамму
- Выполнить группировку в объеме 4 тактов (размеры 2/4, 3/4)
Формы работы за фортепиано:
- Сыграть на фортепиано любую мажорную или минорную гамму. Назвать ключевые знаки заданной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора. Ступени гаммы (главные и побочные)
- Построить интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны).
- В тональностях гармонического мажора и минора сыграть на фортепиано тритоны и характерные интервалы (ув.4, ум.5, ув.2, ум.7, ув.5, ум.4) и разрешить их
- От данного звука построить вверх аккорды: трезвучия (большие и малые, уменьшенные и увеличенные), малый мажорный септаккорд. В заданной тональности построить главные трезвучия, их обращения; Dи его обращения, вводные септаккорды (уменьшенный и малый) в основном виде с разрешением.
- Назвать родственные тональности по отношению к данной
- Простучать с листа предложенный ритмический рисунок
Устный ответ по сольфеджио:
- спеть все элементы музыкального языка, построенные в письменной работе (кроме хроматической гаммы);
- спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Мелодия может содержать в себе следующие длительности: ноты с точкой, шестнадцатые, залигованные ноты, паузы. Уровень трудности: 4-5 классы ДМШ
Определить на слух:
- лад (2 вида мажора и 3 вида минора);
-простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; малый мажорный септаккорд);
- отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, характерные интервалы, главные трезвучия и D7 c обращениями, VII7).
Теоретический материал по музыкальной грамоте, необходимый для письменной работы и устного показа практических навыков:
1.Длительности и паузы, запись звуков в скрипичном и басовом ключах. Фортепианная клавиатура, название октав, буквенные названия звуков
2.Лад. Мажорный и минорный лад. Ступени лада, их название. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Главные ступени лада
3.Гамма. Тетрахорд. Строение мажорной и минорной гаммы. Тоника. Вводные звуки. 2 вида мажора и 3 вида минора
4.Тональность. Одноименные, параллельные, энгармонически равные тональности. Квинтовый круг тональностей. Определение тональности в произведении
5.Метр. Ритм. Размер. Такт. Затакт. Тактовая черта. Простые и сложные размеры. Группировка. Правила группировки в простом и размере
6.Основные и особые виды деления длительностей. Триоль. Синкопа. Пунктирный ритм. Залигованные ноты. Фермата
7.Интервал (основание, вершина, гармонический, мелодический, консонанс, диссонанс, ступеневая и тоновая величина интервала). Простые интервалы (знать в них количество тонов и полутонов). Обращение интервалов. Энгармонизм интервалов
8.Простые интервалы на ступенях натуральных и гармонических ладов. Их построение и разрешение. Тритоны с разрешением. Характерные интервалы гармонических ладов - ув.2, ум.7, ув.5, ум.4 с разрешением.
9.Трезвучие. Виды трезвучий. Интервальный состав, обозначение. Построение мажорного и минорного трезвучий и их обращений вверх и вниз от звука
10.Главные трезвучия лада, обращения, разрешения. Определение вида трезвучия и тональности, где это трезвучие будет тоническим, субдоминантовым, доминантовым
11.Септаккорд. Доминантсептаккорд, его обращения и разрешение
12.Интервальный состав D7, D65, D43, D2. Построение D7 и его обращений в тональности, разрешение.
13.Вводные септаккорды (II7и VII7)в натуральном и гармоническом мажоре и миноре. Интервальный состав, разрешение.
14.Хроматизм. Альтерация. Хроматическая гамма, правила написания
15.Типы тональных смен: отклонение, модуляция. Родственные тональности (1степень родства)
16.Лады народной музыки
17.Буквенная система звуков и тональностей
18.Транспозиция
19.Секвенция
20.Период и его основные характеристики. Каденция и её разновидности
Примерные задания письменной работы:
- От звука построить заданные интервалы и аккорды. Например, вверх от звука «ми» все большие интервалы, Б64, М6, УМ53; вниз от звука «фа» все малые интервалы, М64, Б6, М53
- От звука «ля» вверх построить D7, D65, D43, D2. Определить тональности и разрешить
- Построить в заданной тональности тритоны и характерные интервалы с разрешением
- В заданной тональности построить цепочку аккордов: Т53, S64, Т53, Т6, II7, D43, Т53.
- Построить хроматическую гамму
- Выполнить группировку в объеме 4 тактов (размеры 2/4, 3/4)
Формы работы за фортепиано:
- Сыграть на фортепиано любую мажорную или минорную гамму. Назвать ключевые знаки заданной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора. Ступени гаммы (главные и побочные)
- Построить интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны).
- В тональностях гармонического мажора и минора сыграть на фортепиано тритоны и характерные интервалы (ув.4, ум.5, ув.2, ум.7, ув.5, ум.4) и разрешить их
- От данного звука построить вверх аккорды: трезвучия (большие и малые, уменьшенные и увеличенные), малый мажорный септаккорд. В заданной тональности построить главные трезвучия, их обращения; Dи его обращения, вводные септаккорды (уменьшенный и малый) в основном виде с разрешением.
- Назвать родственные тональности по отношению к данной
- Простучать с листа предложенный ритмический рисунок
Устный ответ по сольфеджио:
- спеть все элементы музыкального языка, построенные в письменной работе (кроме хроматической гаммы);
- спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Мелодия может содержать в себе следующие длительности: ноты с точкой, шестнадцатые, залигованные ноты, паузы. Уровень трудности: 4-5 классы ДМШ
- лад (2 вида мажора и 3 вида минора);
-простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; малый мажорный септаккорд);
- отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, характерные интервалы, главные трезвучия и D7 c обращениями, VII7).