Специальность 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
ОРКЕСТРОВЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
(скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)
Требования по специальности
Абитуриент должен исполнить программу, включающую в себя:
по классу скрипки
|
- трехоктавные гаммы в умеренном движении (до 24 звуков легато) и трезвучия (по 9-12 звуков легато); - двойные ноты (терции, сексты, октавы); - один этюд; - 1 или 2-3 части концерта; - две разнохарактерные пьесы. |
по классу альта
|
- двухоктавные и трехоктавные мажорные и минорные гаммы в пяти позициях (по 24 звука легато); - трезвучия (до 9 звуков легато) в подвижном темпе; - один этюд; - две небольшие разнохарактерные пьесы; - концерт (отдельные части). |
по классу виолончели
|
- трехоктавные гаммы и трезвучия в умеренном движении; - один этюд; - крупная форма; - две разнохарактерные пьесы. |
по классу контрабаса
|
- гаммы; - этюд; - легкая пьеса. |
по классу арфы
|
- гамма в 4 – 5 октав; - арпеджио; - двойные ноты; - крупная форма (на выбор - концерт (отдельные части), - соната (1-я часть), вариации); - пьеса. |
Требования по музыкально-теоретической подготовке
- музыкальный диктант (письменно);
- письменная работа по музыкальной грамоте с практическим показом на фортепиано;
- устный ответ по сольфеджио.
Музыкальный диктант
- записать одноголосный диктант в течение 25 минут. Диктант в объеме 8 тактов. В ритме диктанта могут встретиться простые виды синкоп, ноты с точкой, шестнадцатые, в мелодии могут быть использованы хроматизмы. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Диктуется 8-9 раз, через каждые 2 минуты, ещё 5 минут дается на проверку и дописывание. Уровень трудности диктанта уточняется на консультации.
Примерные образцы диктантов:
Теоретический материал по музыкальной грамоте, необходимый для письменной работы и устного показа практических навыков
- Длительности и паузы, запись звуков в скрипичном и басовом ключах. Фортепианная клавиатура, название октав, буквенные названия звуков
- Лад. Мажорный и минорный лад. Ступени лада, их название. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Главные ступени лада
- Гамма. Тетрахорд. Строение мажорной и минорной гаммы. Тоника. Вводные звуки. 2 вида мажора и 3 вида минора
- Тональность. Одноименные, параллельные, энгармонически равные тональности. Квинтовый круг тональностей. Определение тональности в произведении
- Метр. Ритм. Размер. Такт. Затакт. Тактовая черта. Простые и сложные размеры. Группировка. Правила группировки в простом и сложном размере
- Основные и особые виды деления длительностей. Триоль. Синкопа. Пунктирный ритм. Залигованные ноты. Фермата
- Интервал (основание, вершина, гармонический, мелодический, консонанс, диссонанс, ступеневая и тоновая величина интервала). Простые интервалы (знать в них количество тонов и полутонов). Обращение интервалов. Энгармонизм интервалов
- Простые интервалы на ступенях натуральных и гармонических ладов. Их построение и разрешение. Тритоны с разрешением. Характерные интервалы гармонических ладов - ув.2, ум.7, ув.5, ум.4 с разрешением.
- Трезвучие. Виды трезвучий. Интервальный состав, обозначение. Построение мажорного и минорного трезвучий и их обращений вверх и вниз от звук
- Главные трезвучия лада, обращения, разрешения. Определение вида трезвучия и тональности, где это трезвучие будет тоническим, субдоминантовым, доминантовым
- Септаккорд. Доминантсептаккорд, его обращения и разрешение
- Интервальный состав D7, D65, D43, D2. Построение D7 и его обращений в тональности, разрешение
- Вводные септаккорды (II7 и VII7) в натуральном и гармоническом мажоре и миноре. Интервальный состав, разрешение.
- Хроматизм. Альтерация. Хроматическая гамма, правила написания
- Типы тональных смен: отклонение, модуляция. Родственные тональности (1степень родства)
- Лады народной музыки
- Буквенная система звуков и тональностей
- Транспозиция
- Секвенция
- Период и его основные характеристики. Каденция и ее разновидности
Примерные задания письменной работы:
- От звука построить заданные интервалы и аккорды. Например, вверх от звука «ми» все большие интервалы, Б64, М6, УМ53; вниз от звука «фа» все малые интервалы, М64, Б6, М53
- От звука «ля» вверх построить D7, D65, D43, D2. Определить тональности и разрешить
- Построить в заданной тональности тритоны и характерные интервалы с разрешением
- В заданной тональности построить цепочку аккордов:Т53, S64, Т53, Т6, II7, D43, Т53.
- Построить хроматическую гамму
- Выполнить группировку в объеме 4 тактов (размеры 2/4, 3/4)
Формы работы за фортепиано:
- Сыграть на фортепиано любую мажорную или минорную гамму. Назвать ключевые знаки заданной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора. Ступени гаммы (главные и побочные)
- Построить интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны).
- В тональностях гармонического мажора и минора сыграть на фортепиано тритоны и характерные интервалы (ув.4, ум.5, ув.2, ум.7, ув.5, ум.4) и разрешить их
- От данного звука построить вверх аккорды: трезвучия (большие и малые, уменьшенные и увеличенные), малый мажорный септаккорд. В заданной тональности построить главные трезвучия, их обращения; Dи его обращения, вводные септаккорды (уменьшенный и малый) в основном виде с разрешением.
- Назвать родственные тональности по отношению к данной
- Простучать с листа предложенный ритмический рисунок
Устный ответ по сольфеджио:
- спеть все элементы музыкального языка, построенные в письменной работе (кроме хроматической гаммы);
- спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Мелодия может содержать в себе следующие длительности: ноты с точкой, шестнадцатые, залигованные ноты, паузы. Уровень трудности: 4-5 классы ДМШ.
Определить на слух:
- лад (2 вида мажора и 3 вида минора);
- простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; малый мажорный септаккорд);
- отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, характерные интервалы, главные трезвучия и D7 c обращениями, VII7).