Специальность 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДНОГО ОРКЕСТРА
Требования по специальности
Абитуриент должен исполнить программу, включающую в себя:
по классу баяна и аккордеона |
- крупная форма; - две разнохарактерные пьесы |
по классу домры, балалайки и гитары |
- две разнохарактерные пьесы; - этюд |
Требования помузыкально-теоретической подготовке
- музыкальный диктант (письменно);
- письменная работа по музыкальной грамоте с практическим показом на фортепиано;
- устный ответ по сольфеджио.
Музыкальный диктант
- записать одноголосный диктант в течение 25-30 минут. Диктант в объёме 8 тактов, диатонический, в натуральном мажоре или одном из трёх видов минора в размерах: 2/4,3/4,4/4. Ритмические длительности и группы: все основные виды длительностей, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых, пунктирный ритм, возможны паузы.Уровень трудности диктанта уточняется на консультации.
Примерный образец диктанта:
Теоретический материал по музыкальной грамоте, необходимый для письменной работы и устного показа практических навыков:
- Тональности до четырех ключевых знаков включительно.
- Мажорные (2 вида) и минорные (3 вида) гаммы.
- В тональности построение простых диатонических интервалов, тритонов с разрешением.
- Записать (сыграть на фортепиано) аккордовую последовательность в тональности (включающую трезвучия TSD c обращениями, D7 с обращениями и разрешением, VII7).
- Построение от звука вверх диатонических интервалов
- Построение от звука вверх пройденных аккордов.
- Определение интервалов и аккордов в тональности и вне лада.
- Группировка заданной мелодии. Размеры: 2/4, 3/4.
Образец письменной работы:
- От звука построить заданные интервалы и аккорды. Например, вверх от звука «ми» все большие интервалы, Б64, М6; вниз от звука «фа» все малые интервалы, М64, Б6.
- В данной тональности построить D7, D43, D2, разрешить.
- Построить в заданной тональности тритоны с разрешением.
- В тональности F-dur построить Т53, S64, D2, умVII7. Неустойчивые аккорды разрешить.
- Выполнить группировку в объеме 4 тактов (размеры 2/4, 3/4).
Формы работы за фортепиано:
- Сыграть на фортепиано любую мажорную или минорную гамму. Назвать ключевые знаки заданной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора. Ступени гаммы (главные и побочные), по данной ступени определить тонику мажорной и минорной тональности.
- От данного звука строить вверх и определять простые интервалы (чистые, большие, малые, тритоны), любой из пройденных аккордов.
- В заданной тональности уметь строить главные трезвучия лада, их обращения; Dи его обращения, вводные септаккорды (уменьшенный и малый) с разрешением. По данному аккорду определить тональности, в которых он может встретиться
Устный ответ по сольфеджио
-спеть все элементы музыкального языка, построенные в письменной работе;
- спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.Мелодия содержит в себе длительности: ноты с точкой, шестнадцатые, пунктирный ритм, паузы. Уровень трудности: 3-4 классы ДМШ.
Определить на слух:
- лад (2 вида мажора и 3 вида минора);
-вне тональности: все диатонические интервалы и аккорды;
- интервалы и аккорды в тональности (все пройденные интервалы, тритоны, главные трезвучия лада и их обращения, D7 c обращениями, VII7).