Специальность 53.02.06
ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ
Поступающие на специализацию должны иметь здоровый голосовой аппарат
Требования по специальности
На вступительном испытании абитуриент должен:
- показать теоретические знания и практические навыки определения на слух интервалов, аккордов, пения гамм, интервалов, аккордов с их обращениями в соответствии с требованиями 5 класса ДМШ;
- запомнить и воспроизвести голосом сыгранный отрезок нотного текста;
- повторить предлагаемые ритмические рисунки и их сочетания;
- прочесть с листа однородную двух- трехголосную хоровую партитуру;
- просольфеджировать в ней один из хоровых голосов с тактированием;
- показать практические навыки тактирования обеими руками простых размеров (2/ 4, 3/4, 4/4). с соблюдением точного долевого рисунка каждой доли;
- исполнить вокальное произведение acappella (песня, романс, народная песня).
Примерный перечень хоровых партитур
- Будрюнас А. «Осень»
- Ипполитов-Иванов И. «В разлуке с Родиной»
- Ипполитов-Иванов И. переложение Красотиной Е. «Сосна»
- Мендельсон Ф. «Зима и лето»
- Музыка А. Нестерова «Клен»
- Музыка А. Новикова, слова А. Сафонова «При долине куст калины»
- Музыка А. Флярковского «Все так спокойно»
- Музыка В. Корзина «Осень»
- Музыка В. Ребикова, слова Н. Афанасьева «Зарумянились вишни и сливы»
- Музыка Дж. Мартини «Осень»
- Музыка И. Баха «В час вечерний»
- Музыка М. Парцхаладзе «Море спит»
- Музыка П. Чеснокова «Тебе поем»
- Музыка С. Полонского, слова О. Высотской «Эхо»
- Музыка Т. Попатенко «Береза»
- Музыка Ю. Буцко «Цвели в поле цветики»
- Парцхаладзе М. «Снова осень»
- Песня болгарских партизан в обработке Красотиной Е. «Хей, Балканы»
- Польская народная песня в обработке Соколова В. «Речка»
- Русская народная песня «Ноченька»
- Русская народная песня «У зори-то у зореньки»
- Русская народная песня в обработке Красотиной Е. «Славное море, священный Байкал»
- Русская народная песня в обработке Л. Шохина «Ничто в полюшке не колышется»
- Русская народная песня в обработке Полтавцева И. «Долина, долинушка»
- Русская народная песняв обработке Свешникова «Белая черемуха»
- Русская народная песня в обработке Славнитского Ю. «Как на дубе»
- Свешников А. «Родимый край»
- Флярковский А. «Осинка грустинка»
- Шафранников В. «Дождь»
Требования по музыкально-теоретической подготовке
- музыкальный диктант (письменно);
- письменная работа по музыкальной грамоте с практическим показом на фортепиано;
- устный ответ по сольфеджио
Музыкальный диктант:
- записать одноголосный диктант в течение 25 минут. Диктант в объеме 8 тактов. В ритме диктанта могут встретиться простые виды синкоп, ноты с точкой, шестнадцатые, в мелодии могут быть использованы хроматизмы. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Диктуется 8-9 раз, через каждые 2 минуты, ещё 5 минут дается на проверку и дописывание. Уровень трудности диктанта уточняется на консультации.
Примерный образец диктанта:
Теоретический материал по музыкальной грамоте, необходимый для письменной работы и устного показа практических навыков:
- Длительности и паузы, запись звуков в скрипичном и басовом ключах. Фортепианная клавиатура, название октав, буквенные названия звуков
- Лад. Мажорный и минорный лад. Ступени лада, их название. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Главные ступени лада
- Гамма. Тетрахорд. Строение мажорной и минорной гаммы. Тоника. Вводные звуки. 2 вида мажора и 3 вида минора
- Тональность. Одноименные, параллельные, энгармонически равные тональности. Квинтовый круг тональностей. Определение тональности в произведении
- Метр. Ритм. Размер. Такт. Затакт. Тактовая черта. Простые и сложные размеры. Группировка. Правила группировки в простом и сложном размере
- Основные и особые виды деления длительностей. Триоль. Синкопа. Пунктирный ритм. Залигованные ноты. Фермата
- Интервал (основание, вершина, гармонический, мелодический, консонанс, диссонанс, ступеневая и тоновая величина интервала). Простые интервалы (знать в них количество тонов и полутонов). Обращение интервалов. Энгармонизм интервалов
- Простые интервалы на ступенях натуральных и гармонических ладов. Их построение и разрешение. Тритоны с разрешением. Характерные интервалы гармонических ладов - ув.2, ум.7, ув.5, ум.4 с разрешением.
- Трезвучие. Виды трезвучий. Интервальный состав, обозначение. Построение мажорного и минорного трезвучий и их обращений вверх и вниз от звука
- Главные трезвучия лада, обращения, разрешения. Определение вида трезвучия и тональности, где это трезвучие будет тоническим, субдоминантовым, доминантовым
- Септаккорд. Доминантсептаккорд, его обращения и разрешение
- Интервальный состав D7, D65, D43, D2. Построение D7 и его обращений в тональности, разрешение.
- VII7) в натуральном и гармоническом мажоре и миноре. Интервальный состав, разрешение.
- Хроматизм. Альтерация. Хроматическая гамма, правила написания
- Типы тональных смен: отклонение, модуляция. Родственные тональности (1степень родства)
- Лады народной музыки
- Буквенная система звуков и тональностей
- Транспозиция
- Секвенция
- Период и его основные характеристики. Каденция и её разновидности
Примерные задания письменной работы:
- От звука построить заданные интервалы и аккорды. Например, вверх от звука «ми» все большие интервалы, Б64, М6, УМ53; вниз от звука «фа» все малые интервалы, М64, Б6, М53
- От звука «ля» вверх построить D7, D65, D43, D2. Определить тональности и разрешить
- Построить в заданной тональности тритоны и характерные интервалы с разрешением
- В заданной тональности построить цепочку аккордов: Т53, S64, Т53, Т6, II7, D43, Т53
- Построить хроматическую гамму
- Выполнить группировку в объеме 4 тактов (размеры 2/4, 3/4)
Формы работы за фортепиано:
- Сыграть на фортепиано любую мажорную или минорную гамму. Назвать ключевые знаки заданной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора. Ступени гаммы (главные и побочные).
- Построить интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны).
- В тональностях гармонического мажора и минора сыграть на фортепиано тритоны и характерные интервалы (ув.4, ум.5, ув.2, ум.7, ув.5, ум.4) и разрешить их.
- От данного звука построить вверх аккорды: трезвучия (большие и малые, уменьшенные и увеличенные), малый мажорный септаккорд. В заданной тональности построить главные трезвучия, их обращения; Dи его обращения, вводные септаккорды (уменьшенный и малый) в основном виде с разрешением.
- Назвать родственные тональности по отношению к данной.
- Простучать с листа предложенный ритмический рисунок.
Устный ответ по сольфеджио:
- спеть все элементы музыкального языка, построенные в письменной работе (кроме хроматической гаммы);
- спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Мелодия может содержать в себе следующие длительности: ноты с точкой, шестнадцатые, залигованные ноты, паузы. Уровень трудности: 4-5 классы ДМШ.
Определить на слух:
- лад (2 вида мажора и 3 вида минора);
- простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; малый мажорный септаккорд);
- отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, характерные интервалы, главные трезвучия и D7 c обращениями, VII7).
Требования по фортепиано
Исполнить программу в объеме требований не менее 5-ти классов музыкальной школы:
- этюд;
- полифоническое произведение;
- крупная форма;
- пьеса.