Специальность 53.02.07 

 ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

dsc00811

Требования по музыкально-теоретической подготовке

- музыкальный диктант (письменно);

- письменная работа по музыкальной грамоте с практическим показом на фортепиано;

- устный ответ по сольфеджио.

Музыкальный диктант

- записать одноголосный диктант в течение 25-30 минут. Диктант исполняется 8-10 раз, 5 минут дается на проверку и дописывание. Используются простые и сложные размеры (2/4, 3/4, 4/4, 6/8), ритмические трудности в виде синкоп, триолей, ноты с точкой, пунктирного ритма, групп с шестнадцатыми. Мелодия диктанта может содержать скачки с заполнением, вспомогательные и проходящие хроматизмы, возможны отклонения в родственные тональности. Уровень трудности диктанта определяется на консультации.

Примерный образец диктанта:

tm 1

tm 2

tm 3

tm 4

Теоретический материал по музыкальной грамоте, необходимый для письменной работы и устного показа практических навыков:

 

  1. Длительности и паузы, запись звуков в скрипичном и басовом ключах. Фортепианная клавиатура, название октав, буквенные названия звуков
  2. Лад. Мажорный и минорный лад. Ступени лада, их название. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Главные ступени лада
  3. Гамма. Тетрахорд. Строение мажорной и минорной гаммы. Тоника. Вводные звуки. 2 вида мажора и 3 вида минора
  4. Тональность. Одноименные, параллельные, энгармонически равные тональности. Квинтовый круг тональностей. Определение тональности в произведении
  5. Метр. Ритм. Размер. Такт. Затакт. Тактовая черта. Простые и сложные размеры. Группировка. Правила группировки в простом и сложном размере
  6. Основные и особые виды деления длительностей. Триоль. Синкопа. Пунктирный ритм. Залигованные ноты. Фермата
  7. Интервал (основание, вершина, гармонический, мелодический, консонанс, диссонанс, ступеневая и тоновая величина интервала). Простые интервалы (знать в них количество тонов и полутонов). Обращение интервалов. Энгармонизм интервалов
  8. Простые интервалы на ступенях натуральных и гармонических ладов. Их построение и разрешение. Тритоны с разрешением. Характерные интервалы гармонических ладов - ув.2, ум.7, ув.5, ум.4 с разрешением.
  9. Трезвучие. Виды трезвучий. Интервальный состав, обозначение. Построение мажорного и минорного трезвучий и их обращений вверх и вниз от звука
  10. Главные трезвучия лада, обращения, разрешения. Определение вида трезвучия и тональности, где это трезвучие будет тоническим, субдоминантовым, доминантовым
  11.  Септаккорд. Доминантсептаккорд, его обращения и разрешение
  12.  Интервальный состав D7, D65, D43, D2. Построение Dи его обращений в тональности, разрешение
  13. VII7) в натуральном и гармоническом мажоре и миноре. Интервальный состав, разрешение. 
  14. Хроматизм. Альтерация. Хроматическая гамма, правила написания 
  15. Типы тональных смен: отклонение, модуляция. Родственные тональности (1степень родства)
  16. Лады народной музыки
  17. Буквенная система звуков и тональностей
  18. Транспозиция 
  19. Секвенция 
  20. Период и его основные характеристики. Каденция и её разновидности 

Примерные задания письменной работы:

  1. От звука построить заданные интервалы и аккорды. Например, вверх от звука «ми» все большие интервалы, Б64, М6, УМ53; вниз от звука «фа» все малые интервалы, М64, Б6, М53
  2. От звука «ля» вверх построить D7, D65, D43, D2. Определить тональности и разрешить
  3. Построить в заданной тональности тритоны и характерные интервалы с разрешением
  4. В заданной тональности построить цепочку аккордов: Т53S64Т53, Т6,II7, D43, Т53.
  5. Построить хроматическую гамму
  6. Выполнить группировку в объеме 4 тактов (размеры 2/4, 3/4)

Формы работы за фортепиано:

  1. Сыграть на фортепиано любую мажорную или минорную гамму. Назвать ключевые знаки заданной тональности, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора. Ступени гаммы (главные и побочные)
  2. Построить интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны)
  3. В тональностях гармонического мажора и минора сыграть на фортепиано тритоны и характерные интервалы (ув.4, ум.5, ув.2, ум.7, ув.5, ум.4) и разрешить их
  4. От данного звука построить вверх аккорды: трезвучия (большие и малые, уменьшенные и увеличенные), малый мажорный септаккорд. В заданной тональности построить главные трезвучия, их обращения; Dи его обращения, вводные септаккорды (уменьшенный и малый) в основном виде с разрешением
  5. Назвать родственные тональности по отношению к данной
  6. Простучать с листа предложенный ритмический рисунок

Устный ответ по сольфеджио:

- спеть все элементы музыкального языка, построенные в письменной работе (кроме хроматической гаммы

- спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием. Размеры:2/4, 3/4, 4/4. Мелодия может содержать в себе следующие длительности:ноты с точкой, шестнадцатые, залигованные ноты, паулы. Уровень трудности:4-5 классы ДМШ;

 Определить на слух:

- лад(2 вида мажора и 3 вида минopa); 

- простые интервалы и аккорды вне тональности(все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, малый мажорный септаккорд)

- отдельные интервалы и аккорды в тональности(тритоны,характерные интервалы,главные трезвучия и D7с обращениями

Требования по музыкальной литepaтуре

Вступительные испытания включают в себя определение музыкальных произведений на слух (музыкальная викторина) в

объеме программы музыкальной школы и устный ответ по билету

  • 1.И.С. Бах. Биография.Характеристика творчества.Характеристика одного из произведений композитора(на выбор абитуриента)
  • 2.Й. Гайдн.Биография.Характеристика творчества. Характеристика одного из произведений композитора
  • 3.В.А.Моцарт.Биография.Характеристика творчества.Характеристика одного из произведений композитора
  • 4.Л.В.Бетховен.Биография.Характеристика творчества.Характеристика одного из произведений композитора
  • 5.Ф.Шуберт.Биография.Характеристика творчества.
  • 6.Ф.Шопен.Биография.Характеристика творчества.Характеристика одного из произведений композитора
  • 7.М.И.Глинка.Биография.Характеристикатворчества. Характеристика одного из произведений композитора
  • 8.А.С.Даргомыжский.Биография.Характеристика творчества.Характеристика одного из произведений композитора
  • 9.М.П.Мусоргский.Биография.Характеристика творчества.Характеристика одного из произведений композитора
  • 10.А.П.Бородин.Биография.Характеристика творчества. Характеристика одного из произведений композитора
  • 11.Н.А.Римский-Корсаков.Биография.Характеристика творчества.Характеристика одного из произведений композитора
  • 12.П.И.Чайковский.Биография.Характеристика творчества.Характеристика одного из произведений композитора
  • 13.С.С.Прокофьев.Биография.Характеристика творчества.Характеристика одного из произведений композитора
  • 14.Д.Д.Шостакович.Биография.Характеристика творчества.Характеристика одного из произведений композитора

Требования по фортепиано

 

Исполнить программу в объеме требований выпускного класса музыкальной школы:

 

- этюд;

- полифоническое произведение;крупная форма;

- пьеса.

 

 

 

Отделение "Музыкальное искусство эстрады"

estr